Как вести себя на дороге зимой

27.02.2017

В каждый период года имеются свои трудности на дороге. Если вы не храните автомобиль в гараже, то обязательно столкнетесь с проблемой  снежных заносов, которые коммунальщики не всегда успевают убирать. Из-за этого на дорожном полотне образуются колеи и гололедица, сильно усложняющая жизнь водителям.

Если осенью и в первой половине зимы нас ожидают лед и туманы, то в январе и феврале начинают образовываться труднопроходимые препятствия. Все это усугубляется плотной коркой льда, которую практически невозможно разбить. Именно по этой причине водителям нужно быть особенно внимательными и передвигаться с особой осторожностью.

Для того, чтобы правильно ездить в подобных условиях, важно понимать особенно физики движения машины и особенности управления нагрузкой по осям. Если сильно вдавить тормоз в пол, то вес автомобиля переносится вперед, а корма разгружается. Нажимая на газ, водитель наоборот переносит центр тяжести назад. Потренировавшись в контроле этих процессов, можно приобрести полезные навыки поведения на дороге.

Движение в колее

Всем известно, что после крупных снегопадов на дорожном полотне транспорт образует колею. Особенно быстро она образовывается благодаря тяжелым грузовикам. Постепенно колея становится все глубже, а ее края леденеют и таят в себе опасность. Вновь выпавший снег надежно прячет их от глаз водителя. Попав в колею, автомобилист не может ничего сделать, и машина едет, как по рельсам.

Казалось бы, никакой проблемы в этом нет. Однако на второстепенных дорогах колея чаще всего образуется одна для обоих направлений движения. Увидев приближающийся навстречу транспорт, водители притормаживают и переползают на снежный накат. По правилам дорожного этикета, колею делят вдвоем так, что левое колесо находилось в ней.

Несмотря на кажущуюся простоту, в таких ситуациях нередко происходят ДТП. Иногда водители просто не видят друг друга и не имеют времени разъехаться. Им приходится резко выкручивать руль. Так как повернутые колеса лучше справляются со льдом, машина цепляется передом за края колеи. Задние же колеса не так устойчивы, поэтому машина начинает ехать боком. Если водитель сильно перекручивает руль, есть большая вероятность того, что авто сразу вылетит на обочину и врежется в сугроб.

Если автомобилист не будет предпринимать никаких действий, скорее всего, произойдет столкновение. Здесь остается только надеяться на второго водителя, который также может быть не очень опытным. Чтобы свести риск к минимуму, специалисты советуют притормаживать перед плохо просматриваемыми участками и двигаться со скоростью не более 50 км/ч. Если вы чувствуете, что кто-то едет навстречу, заранее выедете из колеи. В случае, когда необходимо быстро выскочить, можно попробовать слегка «качнуть» авто вперед путем небольшого торможения. Это позволит вам разгрузить задние колеса, и им будет проще преодолеть препятствие.

Особенности извилистой колеи

В некоторых случаях особенности погоды влияют на качество колеи и она тает неравномерно. Ее края становятся волнистыми и похожи на синусоиду. Если автомобиль начинает касаться их, его тут же начинает трясти. Многие водители не обращают на них никакого внимания и начинают давить газ. Колебания постепенно входят в резонанс с подвеской, из-за чего возникает опасность уйти в кювет. Внутри машины это чувствуется как внезапный удар в бок авто. Водитель в панике выворачивает руль и отскакивает в сторону.

В такой ситуации для избежания аварии необходимо действовать без суеты. Для стабилизации машины и устранения сильного колебания нужно аккуратно притормаживать. Если колеса все же выскочили из колеи, нельзя сильно крутить рулевое колесо. Чтобы компенсировать увод, достаточно скорректировать движение буквально на несколько градусов. После этого необходимо плавно притормозить, чтобы вес машины переместился вперед. Колеса врежутся в лед и станут более управляемыми. Авто немного проедет боком, а затем снова будет слушаться.

Преодоление бровки

Колея не единственная опасность, которая подстерегает автолюбителей на заснеженных дорогах. Водитель не всегда может определить глубину снежных завалов, находящихся на краю дороги. Так как грейдер часто скребет неравномерно, после него в выбоинах нередко остаются большие слои мокрого снега. В результате во время движения левый бок авто вязнет в каше и разбрасывает ее. Из-за этого автомобилю сообщается неправильный крутящий момент, и он начинает увязать и как бы «засасываться» на обочину.

Попав в такой переплет, большинство водителей ведут себя абсолютно неправильно: они чрезмерно выкручивают руль, стремясь избежать выезда с дороги. Водители так сильно рвут рулевое колесо, что колеса начинают плужить, и автомобиль отскакивает уже на противоположную сторону. Если у водителя мало опыта действия в подобных ситуациях, его вынесет в кусты.

Как же действовать в таких обстоятельствах? Когда машина начинает «закусывать бровку», автомобилист ни в коем случае не должен терять самообладания и поддаваться панике. Ему необходимо твердо держать руль и, легко надавливая на газ, стараться вытянуть машину на дорогу. Такое действие легче производить на новых авто, где электроника блокирует дифференциал и даст тягу для успешного выезда.

Водитель всегда должен помнить, что авто всегда едет туда, куда повернуты колеса. Даже в том случае, если начинается занос, машина все равно зацепится за дорогу и поедет туда, куда смотрят колеса. Именно поэтому они должны быть повернуты в сторону дороги, а не кювета. На более старых машинах, где еще нет электроники, ведущие колеса начинают буксовать в снегу.

Из-за этого пропадает тяга, так как включается дифференциал. В таком случае помочь может управляемое торможение. Общеизвестно, что покрышки лучше тормозят на асфальте, чем на снегу. Поддав газу, вы сообщите автомобилю противоположный момент, который вытащит ее на дорожное полотно.

Если вам все-таки не удалось избежать заноса, постарайтесь найти более мягкое место для съезда. Лучше поцарапать бампер о ледяную кромку и завязнуть в снегу, чем резко дернуть руль и оказаться на противоположной стороне на крыше.

Прохождение бруствера

Довольно часто на дорогах с двумя полосами образуется бруствер посередине. Нередко он достигает больших размеров и бывает смертельно опасным при обгонах. Если водитель неудачно заедет в него, то рискует потерять управление. Особенно велика вероятность такого сценария при неровной дороге и больших ямах. Заехав в твердый бруствер, передние колеса начинают терять связь с твердой поверхностью. Между асфальтом и колесами образуется пленка с большой вязкостью, из-за которой перед машины начинает скользить.

В результате машина начинает хуже слушаться водителя, а колеса пробуксовывают. Чтобы исправить ситуацию, автомобилисты часто принимают неправильное решение, которое подсказывает им интуиция. Они выжимают газ, планируя пробиться через насыпь боем, и в то же время дергают руль в сторону. Этого делать ни в коем случае нельзя. Нужно действовать совсем наоборот: руль должен удерживаться стабильно в любом случае. Проезжая бруствер, водителю необходимо сбавить газ, так как в таком случае передние колеса глубже погружаются в снег и увеличивают сцепление со снегом. Благодаря этому машина начинает пробивать снежную пленку и плавно тормозить.

Опасности микста

Микст представляет собой не сплошной слой льда, а отдельные ледяные участки, которые перемежаются с сухим асфальтом. Такое явление встречается на дорогах довольно часто и становится причиной множества аварий. В группе риска водители, которые любят совершать обгоны даже в неблагоприятных условиях, переоценивая свои умения.

Нередко лихачи, резко выскочив на встречную полосу движения, неожиданно замечают движущийся навстречу транспорт. В этом случае необходимо срочно отказаться от маневра, чтобы избежать столкновения. В теплое время года водителю достаточно ударить по тормозам, и машина послушно замедлит ход. Зимой все гораздо сложнее и происходит не так, как думает автомобилист.

Торможение между полосами таит в себе опасности. Когда одно колеса стоит на льду, а второе – на асфальте, может произойти беда. Бок, который находится на льду, продолжает катиться, тогда как колесо на асфальте останавливается. В итоге машина без ABS становится боком и подставляет под удар не капот, а пассажиров. Для избежания трагедии нужно тормозить, как можно плавнее, попеременно нажимая на педаль. Не нужно выжимать тормоз до упора, водитель должен действовать по схеме «нажал-отпустил».

В настоящее время эту проблему частично решила встроенная система ABS. Благодаря ей водителю удастся предотвратить разворот автомобиля. Тем не менее, не стоит полностью полагаться на электронику. Автомобилисту нужно выполнять те же действия, что и в машинах без ABS. Перед совершением маневра водитель необходимо включить пониженную передачу, чтобы в случае неприятности успеть оттормозиться также и двигателем.

Заключение

Теоретические советы хороши, однако без оттачивания на практике они принесут не очень много пользы. Чтобы действительно понять технику поведения в той или иной ситуации и учесть все нюансы, стоит записаться на курсы экстремального вождения. В ходе обучения вам будет предоставлена специальная площадка для упражнений. Конечно, такое место можно найти и самостоятельно, но на курсах вас будет обучать опытный инструктор.

Научившись успешно проходить испытания в искусственных условиях, вы будете чувствовать себя более уверенно на настоящей дороге.

Авто
comments powered by HyperComments